Мьянма: как Аун Сан Сун Чжи была эмблемой борьбы за свободу, но разонравилась Западу
Создатель фото, Getty Images/BBC
Военные Мьянмы посадили под арест фактического фаворита страны Аун Сан Сун Чжи, президента Вин Мьина и остальных штатских управляющих
Рано с утра 1 февраля военные захватили власть в Мьянме (эта страна ранее была известна как Бирма) и посадили под арест фактического фаворита Аун Сан Сун Чжи, президента Вин Мьина и остальных штатских управляющих.
На выборах в ноябре прошедшего года возглавляемая Аун Сан Сун Чжи «Государственная лига за демократию» набрала довольно голосов, чтоб без помощи других сформировать правительство. Генералы объявили выборы подтасованными. 1-ая сессия новейшего парламента обязана была собраться как раз в пн, но армия не отдала депутатам способности начать работу и объявила о переходе всей власти в руки главнокомандующего вооруженными силами Мин Аун Хлаина.
Принадлежащий военным телеканал объявил о внедрении в стране чрезвычайного положения сроком на год. Аун Сан Сун Чжи успела призвать собственных приверженцев «не принимать этого» и «протестовать против путча».
Мьянма, популярная также как Бирма, много лет управлялась военными, пока в 2011 году не начались демократические реформы.
В 2015 году, когда в Мьянме были проведены 1-ые за 25 лет вольные конкурентноспособные выборы, Аун Сан Сун Чжи одержала на их триумфальную победу и не заняла президентский пост только поэтому, что ее детки имеют зарубежное гражданство.
Она числилась иконой демократии, проведя долгие годы под домашним арестом за то, что открыто кидала вызов свирепым генералам. И она как и раньше пользуется большой популярностью у буддистского большинства населения Мьянмы.
Но в мире ее репутация оказалась очень подорвана из-за ожесточенного воззвания с представителями мусульманской народности рохинджа.
Путь наверх
С 1989-го по 2010 год Аун Сан Сун Чжи провела под домашним арестом в общей трудности 15 лет, отказываясь покинуть страну, хотя военные хунты давали ей эмигрировать без права возвратиться. В 1991 году ей была присуждена Нобелевская премия мира за «выдающийся пример силы бессильного».
Создатель фото, AFP
Во время правления Барака Обамы США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) сняли санкции с Бирмы, когда там начались демократические реформы
Борьба Аун Сан Сун Чжи за демократию и права человека сделали ее мировым эмблемой мирного сопротивления подавлению.
На данный момент ей 75. Ее должность называлась «муниципальный советник», но все разглядывали ее как неформального главу страны. Президент Мин Мьин был ее верным и близким соратником.
«Не могу оставаться флегмантичной»
Ан Сан Сун Чжи — дочь героя антиколониальной борьбы генерала Аун Сана. Ее отец был убит намедни провозглашения независимости Мьянмы от Англии в 1948 году, когда ей было два года.
В 1960 году она отправилась в Индию со собственной мамой Дау Хин Чжи, назначенной послом Мьянмы в Разделяй. Через четыре года поступила в Оксфордский институт, где изучала философию, экономику и политические науки. Там она познакомилась со своим будущим супругом, английским ученым Майклом Арисом.
Пожив и поработав в Стране восходящего солнца и Бутане, она основалась в Соединенном Царстве, чтоб воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) двоих отпрыской, Александра и Кима. Но о Мьянме, по ее словам, никогда не запамятовал.
Создатель фото, Aris Family Collection/Getty Images
Аун Сан Сун Чжи с супругом Майклом Арисом и отпрыском Александром в 1973 году в Лондоне
Когда Аун Сан Чун Чжи в 1988 году возвратилась в Рангун (сейчас Янгон), чтоб ухаживать за тяжело нездоровой мамой, страна переживала политические пертурбации.
Тыщи студентов, офисных работников и буддийских монахов вышли на улицы, требуя демократии.
«Как дочь моего отца я не могла остаться флегмантичной к происходящему», — заявила она на митинге в Рангуне 26 августа 1988 года. И возглавила выступления против тогдашнего военного правителя, генерала Не Вина.
Под домашним арестом
Воодушевленная примером ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, Аун сан Сун Чжи без утомились ездила по стране, везде собирая митинги и требуя реформ и вольных выборов.
Создатель фото, AFP
В 2010 год Аун Сан Сун Чжи освободили из-под домашнего ареста
Но демонстрации были грубо подавлены армией, осуществившей 18 сентября 1988 года военный переворот. В последующем году Аун Сан Сун Чжи расположили под домашний арест.
В мае 1990 года военное правительство провело выборы, которые сторонники Аун Сан Сун Чжи выиграли со значимым перевесом, но хунта отказалась признать итоги голосования.
В июле 1995 года Аун сан Сун Чжи освободили из-под домашнего ареста и возобновили его в сентябре 2000-го за то, что она, вопреки запрету покидать столицу, отправилась в город Мандалай.
В мае 2002 года ее опять освободили, и снова арестовали опосля столкновения меж ее сторонниками и проправительственной массой.
Аун Сан Сун Чжи жила в собственном доме, но под твердым надзором и охраной. 1-ые пару лет она находилась в полной изоляции, позже получила возможность время от времени встречаться с однопартийцами и зарубежными дипломатами. К ней не допускали отпрыской и супруга, который скончался в Британии от рака в марте 1999 года.
Военные власти давали отпустить Аун Сан Сун Чжи повидаться с ним. Она отказалась, поэтому что вспять ее не пустили бы.
Возвращение в политику
Аун Сан Сун Чжи не допустили к роли в выборах 7 ноября 2010 года, но выпустили из-под домашнего ареста через 6 дней опосля денька голосования. Скоро к ней сумел приехать отпрыск Ким.
Когда правительство начало проводить реформы, Аун Сан Сун Чжи и ее партия врубились в политический процесс.
Создатель фото, Getty Images
В 2015 году партия Аун Сан Сун Чжи одолела на выборах
На промежных выборах в апреле 2012 года, где ставкой были 45 парламентских мандатов, Государственная лига за демократию захватила 43. Аун Сан сун Чжи стала депутатом и фаворитом оппозиции.
В мае 2013-го она в первый раз за 24 года съездила за границу.
Кризис с рохинджа
Став муниципальным советником, Аун Сан Сун Чжи столкнулась с неувязкой рохинджа — мусульманской народности, говорящей на языке, близком бенгальскому и компактно живущей в мьянманском штате Ракхайн (Аракан).
Создатель фото, Getty Images
Беженцы рохинджа в Бангладеш
В 2017 году сепаратисты из «Армии спасения Аракан рохинджа» напали на несколько полицейских участков. Армия Мьянмы ответила репрессиями, по воззрению интернациональной общественности и правозащитников, непропорционально ожесточенными. Несколько сотен тыщ рохинджа бежали в соседнюю Бангладеш.
Интернациональный трибунал ООН в Гааге на данный момент разглядывает дело по обвинению Мьянмы в геноциде, а Интернациональный уголовный трибунал инспектирует информацию о грехах против человечности.
Бывшие забугорные сторонники Аун Сан Сун Чжи сейчас молвят, что она не сделала ничего, чтоб пресечь убийства и изнасилования, не осудила мьянманских военных и не признавала масштабов катастрофы.
Некие, вообщем, замечали, что она — прагматичный политик, которому приходится управлять многонациональной государством со сложной историей.
Но ее личное роль в отстаивании позиции мьянманской армии на прошлогодних слушаниях в Международном суде ООН стали поворотным пт, опосля которого от ее интернациональной репутации не достаточно что осталось.
Но на родине «Леди», как именуют Аун Сан Сун Чжи, остается очень пользующейся популярностью у буддийского большинства, питающего не достаточно симпатий к рохинджа.
Торможение реформ
Аун Сан Сун Чжи ее партию критикуют также за преследования журналистов и политических врагов, для что употребляются законы, принятые еще в колониальную эру.
Создатель фото, EPA
В столице военные перекрыли дороги
В неких областях прогресс налицо, но представители военных продолжали автоматом занимать четверть мест в парламенте и надзирать силовые ведомства, включая министерства обороны и внутренних дел и пограничную службу.
В августе 2018 года Аун Сан Сун Чжи обрисовала генералов в правительстве как «достаточно разлюбезных людей».
Процесс перехода страны к настоящей демократии, по воззрению аналитиков, застопорился. «Крайние деяния военных кажутся невразумительными и толкают Мьянму на страшный путь», — объясняет корреспондент Би-би-си по Юго-Восточной Азии Джонатан Хэд.
Ситуация с Covid-19 в Мьянме — одна из худших в регионе. Недофинансированная система здравоохранения не совладевает, карантин разрушает благополучие почти всех семей.
Но Аун Сан Сун Чжи остается пользующейся популярностью. По данным опроса, проведенного в 2020 году мониторинговой организацией Народный союз за вольные выборы, ей доверяли 79% людей страны — на 9% больше, чем за год ранее.
«История Аун Сан Сун Чжи не столько о ней, сколько о нас, — заявил Би-би-си прошлый южноамериканский засол в Мьянме Дерек Митчелл. — Думаю, она не изменялась. Она постоянно была поочередной, а мы не соображали трудности ее личности. Нужно мыслить, до этого чем превращать кого-либо в икону».